Контрольно-счетная палата Курганской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Курганской областной Думой и подотчетным ей. Деятельность Контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Закон Курганской области
(от 5 июля 2011 года №43)

Меню

Вам в помощь

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, направленных на увеличение поступления доходов в бюджет Петуховского района Курганской области»



Контрольно-счетной палатой Курганской области в соответствии с пунктом 11 плана  деятельности   на   2017 год   проведено   экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ результативности мер, направленных на увеличение поступления доходов в бюджет Петуховского района Курганской области».

Анализируемый период деятельности: 2014-2016 годы и 1 полугодие  2017 года.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено:

За весь анализируемый период отмечается тенденция к снижению общей суммы доходов.

Снижение доходов в 2016 году связано, в основном, с уменьшением финансовой помощи из областного бюджета (на 95665,8 тыс. рублей или на 26,4% к уровню 2014 года  и на 34150,6 тыс. рублей или на 11,4 % к уровню 2015 года) за счет уменьшения объема субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии).

При этом, основную долю в объеме поступлений доходов в консолидированный бюджет Петуховского района, за весь анализируемый период, занимают именно безвозмездные поступления - 80,6 % в 1 полугодии 2017 года, 75,0 % в 2016 году, 78,0 % в 2015 году, 81,5 % в 2014 году.

В структуре поступления собственных доходов в 2016 году удельный вес налоговых доходов составил 83 %, неналоговых доходов – 14 %, прочие безвозмездные поступления - 3 %.

Значительную часть в объеме поступлений неналоговых доходов в анализируемом периоде занимали доходы от оказания платных услуг.

Однако, отмечается снижение доходов от оказания платных услуг в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 2414,8 тыс. рублей или 36,7 % и на 870,4 тыс. рублей или17,3 % к уровню 2014 года.

Таким образом, Администрацией Петуховского района не в полной мере используется данная возможность пополнения доходной части бюджета.

В 2016 году произошло снижение доходов, поступивших в виде арендной платы за объекты имущества за счет снижения доходов от арендной платы за земельные участки на 899,4 тыс. рублей или на 41,6% к уровню 2015 года, и на 575,0 тыс. рублей или на 31,3 % к уровню 2014 года.

Задолженность по арендной плате за муниципальную собственность (земельных участков, зданий, сооружений, помещений) составляет:

на 01.01.2015 г. - 1212,0 тыс. рублей, в том числе просроченной задолженности, невозможной к взысканию - 1050,0 тыс. рублей;

на 01.01.2016 г. - 259,0 тыс. рублей;

на 01.01.2017 г. - 145,0 тыс. рублей;

на 01.07.2017г. - 145,0 тыс. рублей, в том числе просроченной задолженности - 145,0 тыс. рублей.

Сумма списанной задолженности, невозможной ко взысканию, составила 1214,3 тыс. рублей.

Таким образом, администраторами доходов не реализована возможность пополнения бюджета в сумме 1214,3 тыс. рублей.

С целью увеличения доходов бюджета считаем необходимым усилить контроль за своевременной уплатой арендных платежей за объекты имущества и не допускать увеличения кредиторской задолженности. Кроме того, необходимо применить весь комплекс мер принудительного взыскания задолженности по арендной плате.

Количество зарегистрированных юридических лиц на территории Петуховского района  по состоянию на 01 июля 2017 составило 117 ед., рост к уровню 2015 года составил 1,6 %, к уровню 2014 года 2,6 %.

Следует отметить, что в 2016 году произошло снижение числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Петуховского района: к уровню 2015 года на 5,8 %, к уровню 2014 года на 8,0 %.

По состоянию на 01 июля 2017 года в реестре муниципального имущества находилось 115 объектов недвижимого имущества и 49 земельных участков.

Кроме того, по состоянию на 01 июля 2017 года на территории Петуховского  района выявлено 2625 невостребованных земельных долей, в муниципальную собственность зарегистрированы 1811 земельных долей, или 69 % от выявленных.

Поскольку существует внутренний резерв в части невостребованных земельных долей, необходимо продолжать работу по данному направлению.

В целях реализации мер по улучшению и стабилизации экономики и социальной сферы Петуховского района Курганской области в проверяемом периоде работал штаб по принятию антикризисных мер на территории Петуховского района (далее - антикризисный штаб), который возглавляет Глава Петуховского района (далее - руководитель антикризисного штаба).

Традиционно одним из главных резервов пополнения доходной части бюджета является снижение задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет.

Основным направлением работы антикризисного  штаба, согласно Протоколов заседаний, являлась работа с задолженностью.

Вместе с тем, ежемесячное рассмотрение вопроса о задолженности по налогам не повлияло на снижение сумм задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Петуховского района.

Кроме имущественных налогов, основным бюджетообразующим видом налога является налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Однако, за анализируемый период на заседаниях антикризисного штаба вопрос о легализации налоговой базы по НДФЛ рассматривался лишь в 2016 году. Согласно Протоколу № 2 от 17.03.2016 г. приглашённые участники на заседание не явились, штабом вынесено решение: «Продолжить работу по выявлению неформальной трудовой деятельности». Аналогичные решения содержатся в Протоколе № 6 от 19.08.2016 г., Протоколе № 7 от 22.09.2016 г., Протоколе № 10 от 20.12.2016 г.

Таким образом, включение данного вопроса в повестку антикризисного штаба свелось к его формальному обсуждению и не принесло значимого результата в этом вопросе.

При этом, в анализируемом периоде не уделялось внимания такому направлению, как уплата налога на доходы физических лиц от сдачи жилья в аренду.

Учитывая, что на территории Петуховского района находится озеро Медвежье, имеющее статус озера-курорта, то в летний период жители ближайших от озера населённых пунктов (поселок Курорт «Озеро Медвежье», село Новое Ильинское) активно сдают жильё в аренду.

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия выявлено, что существуют определённые группы в социальных сетях «ВКонтакте», где размещены объявления, содержащие стоимость услуги, контактные телефоны и адреса арендодателей.

Таким образом, имеется возможность выявить лиц, фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность по сдаче жилья в аренду, что создает определённый потенциал для увеличения доходов в консолидированный бюджет района за счёт поступления НДФЛ от аренды жилья в курортной зоне.

Следует отметить, что большинство решений, принимаемых на заседании антикризисного штаба, имеют формальную, обобщенную формулировку.   

Решений о принятии каких-либо распоряжений, постановлений Администрацией Петуховского района не выносилось. Контрольных сроков о выполнении тех или иных решений штаба не устанавливалось, за весь анализируемый период в планы работы антикризисного штаба ни разу не включался вопрос «О подведении итогов работы штаба», не отслеживалось фактическое выполнение решений.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что работа штаба нуждается в совершенствовании и наполнении конкретными мероприятиями с установлением контрольных сроков их исполнения.

Таким образом, проведенный анализ результативности мер, принимаемых Администрацией Петуховского района, направленных на увеличение поступления доходов в бюджет Петуховского района Курганской области показал, что реализуемые муниципальным образованием меры недостаточно эффективны.

В связи с этим рекомендовать Администрации Петуховского района:

с целью выявления возможных неблагоприятных условий для ведения малого бизнеса либо ухода от легального налогообложения проанализировать причины ежегодного снижения числа индивидуальных предпринимателей в районе;

провести детальный анализ причин ежегодного снижения поступлений по ЕНВД и доходов от оказания платных услуг и принять действенные меры для предотвращения дальнейшего снижения данных видов доходов;

в целях анализа причин, препятствующих расширению налоговой базы и выявлению резервов поступлений имущественных налогов с физических лиц, обеспечить оперативное информационное взаимодействие с территориальными органами Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ГИБДД МВД России;

при осуществлении контрольных мероприятий по вопросам имущественных и земельных отношений особое внимание уделять предупреждению нарушений и недостатков в управлении имуществом, а также производить оценку эффективности деятельности организаций с долей муниципальной собственности;

совместно с налоговыми органами, органами местного самоуправления поселений, исполнительными органами государственной власти в рамках работы межведомственных комиссий и мобильных оперативных групп проработать вопросы легализации налоговой базы и взыскания задолженности.